FAQ документации RivaTuner

ОГЛАВЛЕНИЕ

Это почти правда. Единственное исправление — то, что RivaTuner не использует VGA BIOS, а обращается к PLLs (Phase Locked Loops, т.е. частотные генераторы) непосредственно, чтобы установить частоты, когда применяется низкоуровневый метод. В режиме разгона на «уровне драйвера» RivaTuner не обращается к PLLs непосредственно и «просит» драйвер NVIDIA сообщить текущую частоту или установить новую. Так что основная разница между этими методами — это уровень взаимодействия между RivaTuner и частотным генератором видеоадаптера.
Однако, драйвер NVIDIA имеют некоторые интересные особенности, приводящие к большим отличиям между методом разгона на «уровне драйвера» и низкоуровневым методом разгона.
Для начала, драйвер стремится настроить тайминги памяти, чтобы улучшить стабильность при изменении частот на платах до GeForce FX. Между тем низкоуровневый модуль разгона не изменяет ничего кроме частоты, так что при увеличении частоты памяти вы можете увидеть более высокий потолок разгона с методом разгона на «уровне драйвера», но производительность на одинаковых частотах будет выше для низкоуровневого метода разгона. Во-вторых, внутренняя организация разгона драйвером позволяет изменять частоты на платах до GeForce FX только при смене текущего режима дисплея. Так что драйвер должен повторно инициализировать режим дисплея, для того чтобы установить новые частоты. Низкоуровневый метод разгона позволяет применение частот без этого раздражающего мигания экрана. В-третьих, низкоуровневый модуль разгона позволяет опытным пользователям настраивать алгоритм вычисления делителей частот PLL, так что вы можете настраивать частоты с более высокой точностью, что это может быть сделано драйвером.
Я не буду рекомендовать вам что-либо относительно выбора предпочитаемого метода разгона — только анализируйте отличия и выберите метод, соответствующий вашим потребностям.


Я слышал, что RivaTuner — это единственный инструмент, обеспечивающий низкоуровневый разгон для плат ATI. Это правда?

Нет, это не правда. Большинство утилит настройки / разгона видеокарт на базе ATI управляют частотами через прямой доступ к PLL (т.е. на низком уровне).


Я не могу изменить частоты моей карты Radeon 9800 Pro в RivaTuner после изменения частот в ATITool/ATITrayTools. Вы это исправите?

Нет, мне здесь нечего исправлять, поскольку это не проблема RivaTuner. Для максимальной стабильности генератора частот на карте RivaTuner использует режим генерации частот низкой точности и фиксирует делитель опорный частоты PLL, изменяя частоты только через делители с обратной связью. Упомянутые вами программы не используют такой безопасный метод (хотя ATITool и имеет опцию фиксации делителя опорной частоты) и могут изменять делитель опорный частоты, выставив его в значение, отличное от фабричных умолчаний даже при восстановлении исходных частот. Это может серьезно ограничить диапазон доступных частот при программировании их через делители с обратной связью. Так что для изменения частот в RivaTuner после манипуляций с частотами в вышеупомянутых утилитах вам необходимо либо разрешить RivaTuner изменять делитель опорной частоты, включив использование режима высокой точности в дополнительных настройках разгона, либо просто перезагрузить компьютер и позволить BIOS видеокарты вернуть делитель в исходное состояние.


Я не могу активизировать низкоуровневый разгон на моей видеокарте GeForce FX. Я слышал, что RivaTuner не обеспечивает низкоуровневый контроль частоты для этих плат, потому что GPU GeForce FX непосредственно не поддерживают низкоуровневый разгон. Это правда? Если нет, вы введете низкоуровневый разгон для семейства GeForce FX GPU в будущем?

Совершенно глупо рассуждать об отсутствии низкоуровневой поддержки разгона в GPU, потому что термин низкоуровневый разгон подразумевает не что иное, как прямой доступ к генератору частоты. Так что он может быть применен для любого видеоадаптера. Этот метод не доступен в RivaTuner по абсолютно иной причине, которая довольно проста — низкоуровневый разгон бесполезен для этих плат из-за динамического изменения частоты 2D/3D присущей семейству GeForce FX GPU. Абсолютно бессмысленно программировать генератор частоты напрямую, потому что драйвер изменит его состояние, как только произойдет переход системы 2D / 3D. Так что единственно правильный путь к разгону плат на GeForce FX - «сообщить» драйверу, какую частоту нужно установить в 2D / 3D через модуль разгона на «уровне драйвера» в RivaTuner или любую другую утилиту разгона на «уровне драйвера».


Однако я слышал, что некоторые утилиты обеспечивают низкоуровневый разгон для серий GeForce FX. Вы можете прокомментировать это?

Абсолютно неверно. Все доступные в настоящий момент утилиты разгона GeForce FX проводят раздельную настройку частот 2D / 3D через драйвер NVIDIA по причинам, объясненным в предыдущем вопросе. По этим же причинам, все утилиты разгона GeForce FX на «уровне драйвера» имеют одинаковые максимально стабильные частоты, потому что ни одна из них не контролирует частоты напрямую.
Вы можете легко определить, какой путь разгона применяется, используя следующий алгоритм: просто измените частоту в какой-либо сторонней утилите, которую вы хотите проверить, затем взгляните в панель управления NVIDIA или на вкладку разгона на «уровне драйвера» в RivaTuner. Вы не увидите там никаких изменений в случае низкоуровневого разгона (поскольку драйвер NVIDIA напрямую не оповещается об изменении частот и все еще «видит» старую частоту), но вы увидите новые частоты, если они передавались драйверу NVIDIA.


Можете вы объяснить мне специфику динамического регулирования 2D/3D частот на семействе GeForce FX GPU? Частоты регулируются GPU или VGA BIOS?

Вот несколько важных вещей, которые надо знать о динамической регулировке раздельных 2D / 3D частот на платах GeForce FX. Для начала, частотами управляют ни непосредственно GPU, ни VGA BIOS. Динамическая регулировка частоты выполняется полностью на уровне драйвера, и VGA BIOS используется просто как хранилище исходной информации для драйвера. Во-вторых, платы GeForce FX могут иметь вплоть до четырех определенных режимов частот. Эти режимы также называются уровнями производительности. Кроме различных частот, каждый уровень производительности может иметь собственную величину напряжение на ядре и собственную скорость вентилятора. В течение прохождения системой POST VGA BIOS инициализирует так называемый безопасный режим производительности. Напряжение на ядре и частоты, соответствующие этому уровню производительности, занижены и обычно установлены на 1.1V / 250MHz / 500MHz в большинстве VGA BIOS на NV30/35/38 . Это гарантирует, что система будет способна загрузиться, и вы сможете запустить Windows даже без вспомогательного кабеля питания, подсоединяемого к вашей графической карте. Кроме безопасного уровня производительности, программируемого VGA BIOS, есть еще три уровня производительности. VGA BIOS содержит так называемую таблицу производительности, используемую драйвером и определяющую частоты, напряжение на ядре и скорости (если возможно) вентилятора для каждого уровня производительности. Таблица производительности может содержать вплоть до трех различных уровней производительности называемых: уровень производительности 0 (или стандартный 2D режим), уровень производительности 1 (или режим низкого энергопотребления в 3D) и уровень производительности 2 (или режим производительности в 3D). Больший индекс уровня производительности подразумевают большие частоты, повышение напряжения на ядре, большую производительность, но вместе с тем и повышенное энергопотребление. Как только Windows загружен и драйвер обнаруживает, что вспомогательный кабель питания подсоединен к вашей видеокарте и VGA BIOS содержит непустую таблицу производительности, драйвер переключает графическую карту из безопасного режима производительности в уровень производительности 0 или стандартный 2D режим. В течение работы драйвер отслеживает состояние GPU и переключает видеокарту на максимальный уровень производительности, когда требуется мощность GPU (т.е. при выполнении 3D приложений), и наоборот, понижает уровень производительности, если мощность GPU больше не нужна, и можно снизить энергопотребление путем снижения основных частот и напряжения на ядре.

{mospagebreak" alt=""24">Я знаю, что RivaTuner обеспечивает два метода разгона, но я не понимаю разницу между этими методами. Мне объяснялось в форумах, что низкоуровневый разгон устанавливает частоты непосредственно через VGA BIOS, в то время как разгон на уровне драйвера делает это через драйвер. Это правда? В чем разница, и который путь я должен использовать, чтобы разогнать свой GeForce 4?

Это почти правда. Единственное исправление — то, что RivaTuner не использует VGA BIOS, а обращается к PLLs (Phase Locked Loops, т.е. частотные генераторы) непосредственно, чтобы установить частоты, когда применяется низкоуровневый метод. В режиме разгона на «уровне драйвера» RivaTuner не обращается к PLLs непосредственно и «просит» драйвер NVIDIA сообщить текущую частоту или установить новую. Так что основная разница между этими методами — это уровень взаимодействия между RivaTuner и частотным генератором видеоадаптера.
Однако, драйвер NVIDIA имеют некоторые интересные особенности, приводящие к большим отличиям между методом разгона на «уровне драйвера» и низкоуровневым методом разгона.
Для начала, драйвер стремится настроить тайминги памяти, чтобы улучшить стабильность при изменении частот на платах до GeForce FX. Между тем низкоуровневый модуль разгона не изменяет ничего кроме частоты, так что при увеличении частоты памяти вы можете увидеть более высокий потолок разгона с методом разгона на «уровне драйвера», но производительность на одинаковых частотах будет выше для низкоуровневого метода разгона. Во-вторых, внутренняя организация разгона драйвером позволяет изменять частоты на платах до GeForce FX только при смене текущего режима дисплея. Так что драйвер должен повторно инициализировать режим дисплея, для того чтобы установить новые частоты. Низкоуровневый метод разгона позволяет применение частот без этого раздражающего мигания экрана. В-третьих, низкоуровневый модуль разгона позволяет опытным пользователям настраивать алгоритм вычисления делителей частот PLL, так что вы можете настраивать частоты с более высокой точностью, что это может быть сделано драйвером.
Я не буду рекомендовать вам что-либо относительно выбора предпочитаемого метода разгона — только анализируйте отличия и выберите метод, соответствующий вашим потребностям.


Я слышал, что RivaTuner — это единственный инструмент, обеспечивающий низкоуровневый разгон для плат ATI. Это правда?

Нет, это не правда. Большинство утилит настройки / разгона видеокарт на базе ATI управляют частотами через прямой доступ к PLL (т.е. на низком уровне).


Я не могу изменить частоты моей карты Radeon 9800 Pro в RivaTuner после изменения частот в ATITool/ATITrayTools. Вы это исправите?

Нет, мне здесь нечего исправлять, поскольку это не проблема RivaTuner. Для максимальной стабильности генератора частот на карте RivaTuner использует режим генерации частот низкой точности и фиксирует делитель опорный частоты PLL, изменяя частоты только через делители с обратной связью. Упомянутые вами программы не используют такой безопасный метод (хотя ATITool и имеет опцию фиксации делителя опорной частоты) и могут изменять делитель опорный частоты, выставив его в значение, отличное от фабричных умолчаний даже при восстановлении исходных частот. Это может серьезно ограничить диапазон доступных частот при программировании их через делители с обратной связью. Так что для изменения частот в RivaTuner после манипуляций с частотами в вышеупомянутых утилитах вам необходимо либо разрешить RivaTuner изменять делитель опорной частоты, включив использование режима высокой точности в дополнительных настройках разгона, либо просто перезагрузить компьютер и позволить BIOS видеокарты вернуть делитель в исходное состояние.


Я не могу активизировать низкоуровневый разгон на моей видеокарте GeForce FX. Я слышал, что RivaTuner не обеспечивает низкоуровневый контроль частоты для этих плат, потому что GPU GeForce FX непосредственно не поддерживают низкоуровневый разгон. Это правда? Если нет, вы введете низкоуровневый разгон для семейства GeForce FX GPU в будущем?

Совершенно глупо рассуждать об отсутствии низкоуровневой поддержки разгона в GPU, потому что термин низкоуровневый разгон подразумевает не что иное, как прямой доступ к генератору частоты. Так что он может быть применен для любого видеоадаптера. Этот метод не доступен в RivaTuner по абсолютно иной причине, которая довольно проста — низкоуровневый разгон бесполезен для этих плат из-за динамического изменения частоты 2D/3D присущей семейству GeForce FX GPU. Абсолютно бессмысленно программировать генератор частоты напрямую, потому что драйвер изменит его состояние, как только произойдет переход системы 2D / 3D. Так что единственно правильный путь к разгону плат на GeForce FX - «сообщить» драйверу, какую частоту нужно установить в 2D / 3D через модуль разгона на «уровне драйвера» в RivaTuner или любую другую утилиту разгона на «уровне драйвера».


Однако я слышал, что некоторые утилиты обеспечивают низкоуровневый разгон для серий GeForce FX. Вы можете прокомментировать это?

Абсолютно неверно. Все доступные в настоящий момент утилиты разгона GeForce FX проводят раздельную настройку частот 2D / 3D через драйвер NVIDIA по причинам, объясненным в предыдущем вопросе. По этим же причинам, все утилиты разгона GeForce FX на «уровне драйвера» имеют одинаковые максимально стабильные частоты, потому что ни одна из них не контролирует частоты напрямую.
Вы можете легко определить, какой путь разгона применяется, используя следующий алгоритм: просто измените частоту в какой-либо сторонней утилите, которую вы хотите проверить, затем взгляните в панель управления NVIDIA или на вкладку разгона на «уровне драйвера» в RivaTuner. Вы не увидите там никаких изменений в случае низкоуровневого разгона (поскольку драйвер NVIDIA напрямую не оповещается об изменении частот и все еще «видит» старую частоту), но вы увидите новые частоты, если они передавались драйверу NVIDIA.


Можете вы объяснить мне специфику динамического регулирования 2D/3D частот на семействе GeForce FX GPU? Частоты регулируются GPU или VGA BIOS?

Вот несколько важных вещей, которые надо знать о динамической регулировке раздельных 2D / 3D частот на платах GeForce FX. Для начала, частотами управляют ни непосредственно GPU, ни VGA BIOS. Динамическая регулировка частоты выполняется полностью на уровне драйвера, и VGA BIOS используется просто как хранилище исходной информации для драйвера. Во-вторых, платы GeForce FX могут иметь вплоть до четырех определенных режимов частот. Эти режимы также называются уровнями производительности. Кроме различных частот, каждый уровень производительности может иметь собственную величину напряжение на ядре и собственную скорость вентилятора. В течение прохождения системой POST VGA BIOS инициализирует так называемый безопасный режим производительности. Напряжение на ядре и частоты, соответствующие этому уровню производительности, занижены и обычно установлены на 1.1V / 250MHz / 500MHz в большинстве VGA BIOS на NV30/35/38 . Это гарантирует, что система будет способна загрузиться, и вы сможете запустить Windows даже без вспомогательного кабеля питания, подсоединяемого к вашей графической карте. Кроме безопасного уровня производительности, программируемого VGA BIOS, есть еще три уровня производительности. VGA BIOS содержит так называемую таблицу производительности, используемую драйвером и определяющую частоты, напряжение на ядре и скорости (если возможно) вентилятора для каждого уровня производительности. Таблица производительности может содержать вплоть до трех различных уровней производительности называемых: уровень производительности 0 (или стандартный 2D режим), уровень производительности 1 (или режим низкого энергопотребления в 3D) и уровень производительности 2 (или режим производительности в 3D). Больший индекс уровня производительности подразумевают большие частоты, повышение напряжения на ядре, большую производительность, но вместе с тем и повышенное энергопотребление. Как только Windows загружен и драйвер обнаруживает, что вспомогательный кабель питания подсоединен к вашей видеокарте и VGA BIOS содержит непустую таблицу производительности, драйвер переключает графическую карту из безопасного режима производительности в уровень производительности 0 или стандартный 2D режим. В течение работы драйвер отслеживает состояние GPU и переключает видеокарту на максимальный уровень производительности, когда требуется мощность GPU (т.е. при выполнении 3D приложений), и наоборот, понижает уровень производительности, если мощность GPU больше не нужна, и можно снизить энергопотребление путем снижения основных частот и напряжения на ядре.

{mospagebreak" />


Итак, если я вас правильно понимаю, скорости вентилятора указаны непосредственно в таблице производительности в VGA BIOS. Могу я отредактировать это, например, установив постоянную скорость вентилятора для всех уровней производительности?

Да, вы можете легко это сделать, но только на платах с образцовой (референсной) системой охлаждения. Говоря проще, вентилятор должен быть физически подключен к размещенному на плате PWM контроллеру для того чтобы использовать основанное на уровнях производительности управление скоростью вращения.


Я слышу, как скорость вращения кулера моей видеокарты GeForce 6800 меняется при запуске 3D приложений, но не наблюдаю изменений на графике «Reference fan duty cycle» в модуле мониторинга. Как Вы это объясните?

Есть ряд вещей, понимание которых необходимо в вопросе управления кулером. Во-первых, карты на базе NV3X и более новых видеопроцессоров, основанные на референсном дизайне, оснащены управляемым вентилятором, т.е. GPU способен управлять скоростью вращения кулера, используя установленный на плате PWM-контроллер. Управление кулером осуществляется этим способом на всех картах образцового (референсного) дизайна серии 6800, и на ряде карт собственного дизайна производителей, таких как Gainward и Leadtek. График «Reference fan duty cycle» в RivaTuner отражает актуальный режим работы вентилятора только для таких видеокарт. Если кулер не подключен к контроллеру на плате, а всегда запитан на 12V, график не отражает реальной обстановки. Во-вторых, ряд производителей оснащает свои видеокарты I2C микросхемами, объединяющими в себе датчик температуры и PWM контроллер. Скорость кулера на таких адаптерах устанавливается либо специальной утилитой производителя видеокарты (например, ASUS Smart Doctor), либо автоматически, в зависимости от текущей температуры. Для примера, ASUS использует этот подход. В-третьих, ряд производителей используют автономные решения, где скорость вращения кулера управляется (автоматически или вручную) самой системой охлаждения (к примеру, серия MSI AGP NX6800).


Модуль управления 2D/3D режимом вентилятора на карте не работает на моей карте GeForce 7800GTX. Как исправить?

Посмотрите контекстную помощь модуля для 2D/3D настроек. Управление вентилятором на уровне драйвера работает только если вентилятор физически подключен к референсному контроллеру PWM на печатной плате. Если используется сторонний контроллер, (например, F75373S/F75375S на видеокартах ASUS серии V9999 или ADT7473 на видеокартах GeForce 7800GTX), или вентилятор не подключен вообще ни к какому контроллеру (к примеру, MSI NX6800), драйвер не имеет возможности управлять скоростью вращения вентилятора, равно как и сообщать истинные значения скорости вращения. Используйте низкоуровневое управление на соответствующей закладке для управления вентилятором через контроллер ADT7473 напрямую.


Модуль управления 2D/3D режимом вентилятора на карте не работает на моей карте GeForce 6800GT. Я выставляю скорости вращения в 50 и 100% соответственно, и RivaTuner правильно выставляет 100% скорость вращения при запуске 3D приложения. Однако, после выхода из приложения скорость не восстанавливается. Это будет исправлено в следующей версии?

Нет. Нужно понимать две вещи относительно управления скоростью вентилятора для 2D/3D. Во-первых, это функция драйвера, т.е. не RivaTuner изменяет скорость вращения, не RivaTuner отслеживает переход между 2D/3D режимами. Управление реализовано в драйвере, и только драйвер контролирует вентилятор, переключает режимы и так далее. RivaTuner только передает драйверу желаемые значения скорости, их применение осуществляет сам драйвер. Во-вторых, описанная ситуация является совершенно нормальной. Управление скоростью вращения вентилятора реализовано в драйвере таким образом, что драйвер всегда выдерживает паузу до 5 минут перед восстановлением скорости 2D режима после закрытия 3D приложения.


Почему вентилятор на моей карте GeForce 6600 полностью останавливается при выставлении мной скорости ниже 40%?

Обратите внимание, что скорость вращения не устанавливается напрямую, значение, которое вы выставляете — это цикл работы кулера, сообщаемое интегрированному на печатную плату PWM-контроллеру. Цикл работы определяется посредством формулы Ton/T, где Т — период частоты модуляции ширины импульса, а Ton -продолжительность периода Т, в течение которой контроллер подает напряжение на вход вентилятора. В зависимости от особенностей конструкции, разные вентилятора имеют разные минимальные значения цикла работы, при которых вентилятор вращается. Следует быть осторожными, и помнить, что если одни вентиляторы работают при значениях цикла работы менее 10%, то другие останавливаются уже при 50%. Вследствие этого, минимальное значение цикла работы, которое можно задать в программе, ограничено 25%. Однако, вы можете изменить это поведение с помощью ключа реестра MinFanSpeedLimit. Крайне рекомендуется контролировать вентилятор визуально при определении минимального значения цикла работы для вашей системы.


Без видимых причин скорость вентилятора прыгает на 25% при попытке выставить любое значение ниже 100% на моей карте GeForce 5600. Вы это исправите?

Здесь нечего исправлять. Количество доступных значений цикла работы вентилятора зависит от интегрированного на печатную плату PWM-контроллера и видео-BIOS и/или драйвера, осуществляющих программирование PWM-контроллера. Ваша видеокарта укомплектована вентилятором, не имеющим функции плавного изменения скорости, и могущим либо работать на полной скорости, или полностью останавливаться (при выставлении скорости ниже 100%).


Я установил утилиту от Leadtek WinFox, и сразу после этого кулер потерял возможность подстройки скорости в зависимости от температуры и постоянно работает на максимальной скорости. Я попытался изменить скорость с помощью RivaTuner, но это не дало эффекта. Деинсталляция WinFox также не помогла. Как мне помочь?

Ваша проблема вызвана ошибкой в утилите WinFox. При запуске она изменяет внутренний формат представления температуры в сенсоре ADT7473 без переинициализации внутренних пороговых значений температуры, что приводит к переходу контроллера в аварийный режим. В аварийном режиме контроллер заставляет вентилятор вращаться с максимальной скоростью все время для предотвращения перегрева видеопроцессора. При этом недостаточно просто удалить WinFox для сброса аварийного режима, нормальное состояние будет восстановлено только после полного выключения/включения питания. После этой процедуры управление вентилятором из RivaTuner также будет работать нормально.