Справочник по компонентам Delphi. Часть 1 - Класс TCanvas

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Класс TCanvas

 TCanvas = class(TPersistent) 

Этот класс — сердцевина графической подсистемы Delphi. Он объединяет в себе и "холст" (контекст конкретного устройства GDI), и "рабочие инстру­менты" (перо, кисть, шрифт) и даже "подмастерьев" (набор функций по рисованию типовых геометрических фигур).

В дальнейшем для обозначения этого класса мы будем пользоваться термином "канва". Сознавая неоднозначность такого перевода, авторы тем не менее считают, что у него наилучшие шансы прижиться.

Канва не является компонентом, но она входит в качестве свойства во многие другие компоненты, которые должны уметь нарисовать себя и отобразить какую-либо информацию.

Дескриптор контекста устройства, над которьм "построена" канва, может быть востребован для различных низкоуровневых операций. Он задается свой­ством:

 property Handle: HDC; 

Для рисования канва включает в себя шрифт, перо и кисть:

 (рb) property Font: TFont ; 
(Pt) property Pen: TPen;
(Рb) property Brush: TBrush;

Кроме того, можно рисовать и поточечно, получив доступ к каждому пикселу. Значение свойства

property Pixels[X, Y: Integer]: TColor;

соответствует цвету точки с координатами (X,Y).

Канва содержит методы-надстройки над всеми основными функциями рисования GDI Windows и свойства, которые приведены ниже в таблице. При их рассмотрении имейте в виду, что все геометрические фигуры рисуются текущим пером. Те из них, которые можно закрашивать, закрашиваются с помощью текущей кисти. Кисть и перо при этом имеют текущий цвет.

procedure Arc (XI, Yl, Х2, Y2, ХЗ, Y3, Х4, Y4: Integer) ; Метод рисует сегмент эллипса. Эллипс определяется описывающим прямоуголь­ником (X1,Y1) — (X2,Y2); его размеры должны лежать в диапазоне от 2 до 32767 точек. Начальная точка сегмента лежит на пересечении эллипса и луча, проведенного из его центра через точку (X3.Y3). Конечная точка сегмента лежит на пересечении эллипса и луча, проведенного из его центра через точку (X4.Y4). Сегмент рисуется против часовой стрелки.
procedure Chord(Xl, Yl, Х2, Y2, ХЗ, Y3, Х4, Y4: Integer);Рисует хорду и заливает отсекаемую ею часть эллипса. Эллипс, начальная и конеч­ная точки определяются, как в методе Arc.
procedure EllipsefXl, Yl, Х2, Y2: Integer) ;Рисует и закрашивает эллипс, вписанный в прямоугольник (X1.Y1) — (X2.Y2).
procedure LineTo(X, Y: Integer);Проводит линию текущим пером из текущей точки в (X,Y).
procedure MoveTo(X, Y: Integer);Перемещает текущее положение пера (свойство PenPos) в точку (X,Y).
procedure BrushCopy(const Dest: TRect; Bitmap: TBitmap; const Source: TRect; Color: TColor);Производит специальное копирование. Прямоугольник Source из битовой карты Bitmap копируется в прямоугольник Dest на канве; при этом цвет Color заменяется на цвет текущей кисти (Brush.Color). С помощью этого метода можно нарисо­вать "прозрачную" картинку. Для этого нужно выбрать соответствующий фону цвет кисти и затем заменить на него фоновый или наиболее часто встреча­ющийся цвет битовой карты (см. Bitmap. TransparentColor).
procedure CopyRect(const Dest: TRect; Canvas: TCanvas; const Source: TRect) ;Производит копирование прямоугольника Source из канвы Canvas в прямоугольник Dest в области самого объекта.
procedure FillRect(const Rect: TRect) ;Производит заливку прямоугольника (текущей кистью).
procedure FrameRectfconst Rect: TRect);Производит оконтуривание прямоуголь­ника цветом текущей кисти (без заполнения).
procedure Draw(X, Y: Integer; Graphic: TGraphic) ;Осуществляет рисование графического объекта Graphic (точнее, вызов метода его рисования) в области с верхним левым углом (X,Y).
procedure StretchDraw(const Rect: TRect; Graphic: TGraphic);Осуществляет рисование объекта Graphic в заданном прямоугольнике Rect. Если размеры их не совпадают, Graphic масштабируется.
procedure DrawFocusRect(const Rect: TRect);Производит отрисовку прямоугольной рамки из точек (как на элементе, имеющем фокус ввода). Поскольку метод использует логическую операцию XOR (исключающее ИЛИ), повторный вызов для того же прямоугольника приводит изображение к начальному виду.
procedure FloodFilKX, Y: Integer; Color: TColor; FillStyle: TFillStyle); TFillStyle = (fsSurface, fsBorder) ;Производит заливку области текущей кистью. Процесс начинается с точки (X,Y). Если режим FillStyle равен fsSurface, то он продолжается до тех пор, пока есть соседние точки с цветом Color. В режиме fsBorder закрашивание, наоборот, прекращается при выходе на границу с цветом Color.
procedure Pie (XI, Yl, Х2, Y2, ХЗ, Y3, Х4, Y4: Integers-Рисует сектор эллипса, описываемого прямоугольником (X1,Y1) — (X2,Y2). Стороны сектора лежат на лучах, проходящих из центра эллипса через точки (X3.Y3) и (X4,Y4).
procedure Polygon(const Points: array of TPoint) ;Строит многоугольник, используя массив координат точек Points. При этом последняя точка соединяется с первой и внутренняя область закрашивается.
procedure Polyline(const Points: array of TPoint) ;Строит ломаную линию, используя массив координат точек Points.
procedure Rectangle(XI, Yl, Х2, Y2 : Integer) ;Рисует прямоугольник с верхним левым углом в (XI ,Y1) и нижним правым в (X2.Y2).
procedure RoundRect (XI, Yl, Х2, Y2, ХЗ, Y3: Integer);Рисует прямоугольник с закругленными углами. Координаты вершин — те же, что и в методе Rectangle. Закругления рисуются как сегменты эллипса с размерами осей по горизонтали и вертикали ХЗ и Y3.
function. TextHeight(const Text: string): Integer;Возвращает высоту строки Text в пикселах.
function TextWidth(const Text: string): Integer;Возвращает ширину строки Text в пиксе­лах.
procedure TextOut(X, Y: Integer; const Text: string);Производит вывод строки Text. Левый верхний угол помещается в точку канвы (X,Y).
procedure TextRect(Rect: TRect; X, Y: Integer; const Text: stringi ;Производит вывод текста с отсечением. Как и в TextOut, строка Text выводится с позиции (X,Y); при этом часть текста, лежащая вне пределов прямоугольника Rect, отсекается и не будет видна.
(Ro) property ClipRect: TRect;Определяет область отсечения канвы. То, что при рисовании попадает за пределы этого прямоугольника, не будет изображено. Свойство доступно только для чтения — его значение переустанавливается системой в контексте устройства канвы.
property PenPos: TPoint; Содержит текущую позицию пера канвы (изменяется посредством метода MoveTo).

Метод

procedure Refresh; 

сбрасывает текущие шрифт, перо и кисть, заменяя их на стандартные, заимство­ванные из Windows (BLACK.PEN, HOLLOW_BRUSH, SYSTEM.FONT).

Предусмотрено два события для пользовательской реакции на изменение канвы:

 property OnChange: TNotifyEvent; 
property OnChanging: TNotifyEvent;

Эти события возникают при изменениях свойств и вызовах методов TCanvas, меняющих вид канвы (то есть при любом рисовании. В MoveTo, например, они не возникают). Отличие их в том, что OnChanging вызывается до начала изменений, a OnChange — после их завершения.

Идентификатор (код) растровой операции при копировании прямоугольных блоков содержится в свойстве

 (Pb) property CopyMode: TCopyMode; 
TCopyMode = Longint;

и определяет правило сочетания пикселов, копируемых на канву, с ее текущим содержимым. При этом можно создавать разные изобразительные эффекты. В Delphi определены следующие константы кодов: cmBlackness, cmDstInvert, cmMergeCopy, cmMergePaint, cmNotSrcCopy, cmNotSrcErase, cmPatCopy, cmPatInvert, cmPatPaint, cmSrcAnd, cmSrcCopy, cmSrcErase, cmSrcInvert, cmSrcPaint, cmWhiteness.

Все они стандартно определены в Windows, и подробное их описание можно найти в документации по GDI. Значением CopyMode по умолчанию является cmSrcCopy — копирование пикселов источника поверх существующих.

Использование графики иллюстрируют несколько примеров, имеющихся на дискете, прилагаемой к книге. Обратите внимание на пример MOVLINES — в нем показано, как создавать и использовать канву для всего экрана. Помимо графических примитивов, таких как линии и фигуры, на канве можно разместить готовые изображения. Для их описания создан класс TGraphic.