Бьерн Страуструп - Язык программирования С++. Главы 5-7 - Косвенное обращение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Страница 65 из 70
7.9 Косвенное обращение
Операцию косвенного обращения к члену -> можно определить как унарную постфиксную операцию. Это значит, если есть класс           class Ptr {
             // ...
             X* operator->();
           };объекты класса Ptr могут использоваться для доступа к членам класса X также, как для этой цели используются указатели:void f(Ptr p)Превращение объекта p в указатель p.operator->() никак не зависит от члена m, на который он указывает. Именно по этой причине operator->() является унарной постфиксной операцией. Однако, мы не вводим новых синтаксических обозначений, так что имя члена по-прежнему должно идти после -> :
{
p->m = 7; // (p.operator->())->m = 7
}
void g(Ptr p)Перегрузка операции -> прежде всего используется для создания "хитрых указателей", т.е. объектов, которые помимо использования как указатели позволяют проводить некоторые операции при каждом обращении к указуемому объекту с их помощью. Например, можно определить класс RecPtr для организации доступа к объектам класса Rec, хранимым на диске. Параметром конструктора RecPtr является имя, которое будет использоваться для поиска объекта на диске. При обращении к объекту с помощью функции RecPtr::operator->() он переписывается в основную память, а в конце работы деструктор RecPtr записывает измененный объект обратно на диск.
{
X* q1 = p->; // синтаксическая ошибка
X* q2 = p.operator->(); // нормально
}
            class RecPtr {
               Rec* in_core_address;
               const char* identifier;
               // ...
            public:
               RecPtr(const char* p)
               : identifier(p) { in_core_address = 0; }
               ~RecPtr()
                  { write_to_disc(in_core_address,identifier); }
               Rec* operator->();
            };
            Rec* RecPtr::operator->()
            {
              if (in_core_address == 0)
                  in_core_address = read_from_disc(identifier);
              return in_core_address;
            }Использовать это можно так:main(int argc, const char* argv)На самом деле, тип RecPtr должен определяться как шаблон типа (см. $$8), а тип структуры Record будет его параметром. Кроме того, настоящая программа будет содержать обработку ошибок и взаимодействие с диском будет организовано не столь примитивно.
{
for (int i = argc; i; i--) {
RecPtr p(argv[i]);
p->update();
}
}
Для обычных указателей операция -> эквивалентна операциям, использующим * и []. Так, если описано
Y* p;то выполняется соотношение
p->m == (*p).m == p[0].mКак всегда, для определенных пользователем операций такие соотношения не гарантируются. Там, где все-таки такая эквивалентность требуется, ее можно обеспечить:
            class X {
              Y* p;
            public:
              Y* operator->() { return p; }
              Y& operator*() { return *p; }
              Y& operator[](int i) { return p[i]; }
            };Если в вашем классе определено более одной подобной операции, разумно будет обеспечить эквивалентность, точно так же, как разумно предусмотреть для простой переменной x некоторого класса, в котором есть операции ++, += = и +, чтобы операции ++x и x+=1 были эквивалентны x=x+1. Перегрузка -> как и перегрузка [] может играть важную роль для целого класса настоящих программ, а не является просто экспериментом ради любопытства. Дело в том, что в программировании понятие косвенности является ключевым, а перегрузка -> дает ясный, прямой и эффективный способ представления этого понятия в программе. Есть другая точка зрения на операцию ->, как на средство задать в С++ ограниченный, но полезный вариант понятия делегирования (см. $$12.2.8 и 13.9).
