Создание системных ловушек Windows на Borland C++ Builder

ОГЛАВЛЕНИЕ

Прежде чем излагать материал я хочу заметить, что цель данной работы - показать как пишутся ловушки Windows вообще. Подробности, по мере возможности, я буду опускать (их можно найти в поставляемой со средой разработке справке).

Для начала определим, что именно мы хотим сделать.

Цель: написать программу, которая будет вызывать хранитель экрана при перемещении курсора мыши в правый верхний угол и выдавать звуковой сигнал через встроенный динамик при переключении языка с клавиатуры.

Предполагается, что такая программа должна иметь небольшой размер. Поэтому будем писать её с использованием только WIN API.

Понятие ловушки.

Ловушка (hook) - это механизм, который позволяет производить мониторинг сообщений системы и обрабатывать их до того как они достигнут целевой оконной процедуры.

Для обработки сообщений пишется специальная функция (Hook Procedure). Для начала срабатывания ловушки эту функцию следует специальным образом "подключить" к системе.

Если надо отслеживать сообщения всех потоков, а не только текущего, то ловушка должна быть глобальной. В этом случае функция ловушки должна находиться в DLL.

Таким образом, задача разбивается на две части:

  1. Написание DLL c функциями ловушки (их будет две: одна для клавиатуры, другая для мыши).
  2. Написание приложения, которое установит ловушку.


Написание DLL.

Создание пустой библиотеки.

С++ Builder имеет встроенный мастер по созданию DLL. Используем его, чтобы создать пустую библиотеку. Для этого надо выбрать пункт меню File->New: В появившемся окне надо выбрать "DLL Wizard" и нажать кнопку "Ok". В новом диалоге в разделе "Source Type" следует оставить значение по умолчанию - "C++". Во втором разделе надо снять все флажки. После нажатия кнопки "Ок" пустая библиотека будет создана.

Глобальные переменные и функция входа (DllEntryPoint).

Надо определить некоторые глобальные переменные, которые понадобятся в дальнейшем.

#define UP 1// Состояния клавиш
#define DOWN 2
#define RESET 3

int iAltKey; // Здесь хранится состояние клавиш
int iCtrlKey;
int iShiftKey;

int KEYBLAY;// Тип переключения языка
bool bSCRSAVEACTIVE;// Установлен ли ScreenSaver
MOUSEHOOKSTRUCT* psMouseHook; // Для анализа сообшений от мыши

В функции DllEntryPoint надо написать код, подобный нижеприведённому:

if(reason==DLL_PROCESS_ATTACH)// Проецируем на адр. простр.
{
HKEY pOpenKey;
char* cResult=""; // Узнаём как перекл. раскладка
long lSize=2;
KEYBLAY=3;

if(RegOpenKey(HKEY_USERS,".Default\\keyboard layout\\toggle",
&pOpenKey)==ERROR_SUCCESS)
{
RegQueryValue(pOpenKey,"",cResult,&lSize);

if(strcmp(cResult,"1")==0)
KEYBLAY=1; // Alt+Shift
if(strcmp(cResult,"2")==0)
KEYBLAY=2; // Ctrl+Shift

RegCloseKey(pOpenKey);
}
else
MessageBox(0,"Не могу получить данные о способе"
"переключения раскладки клавиатуры",
"Внимание!",MB_ICONERROR);
//------------- Есть ли активный хранитель эрана
if(!SystemParametersInfo(SPI_GETSCREENSAVEACTIVE,0,&bSCRSAVEACTIVE,0))
MessageBox(0,"Не могу получить данные об установленном"
"хранителе экрана", "Внимание!",MB_ICONERROR);
}
return 1;

Этот код позволяет узнать способ переключения языка и установить факт наличия активного хранителя экрана. Обратите внимание на то, что этот код выполняется только когда библиотека проецируется на адресное пространство процесса - проверяется условие (reason==DLL_PROCESS_ATTACH). Если вас интересуют подробности, то их можно узнать в разделе справки "Win32 Programmer's Reference" в подразделе "DllEntryPoint".


 

Функция ловушки клавиатуры.

Функция ловушки в общем виде имеет следующий синтаксис:

LRESULT CALLBACK HookProc(int nCode, WPARAM wParam, LPARAM lParam), где:

HookProc - имя функции,

nCode - код ловушки, его конкретные значения определяются типом ловушки,

wParam, lParam - параметры с информацией о сообщении.

В случае нашей задачи функция должна определять состояние клавиш Alt, Ctrl и Shift (нажаты или отпущены). Информация об этом берётся из параметров wParam и lParam (подробности в "Win32 Programmer's Reference" в подразделе "KeyboardProc"). После определения состояния клавиш надо сравнить его со способом переключения языка (определяется в функции входа). Если текущая комбинация клавиш способна переключить язык, то надо выдать звуковой сигнал.

Всё это реализует примерно такой код:

LRESULT CALLBACK KeyboardHook(int nCode,WPARAM wParam,LPARAM lParam)
{ // Ловушка клав. - биканье при перекл. раскладки
if((lParam>>31)&1) // Если клавиша нажата...
switch(wParam)
{// Определяем какая именно
case VK_SHIFT: {iShiftKey=UP; break};
case VK_CONTROL: {iCtrlKey=UP; break};
case VK_MENU: {iAltKey=UP; break};
}
else// Если была отпущена...
switch(wParam)
{// Определяем какая именно
case VK_SHIFT: {iShiftKey=DOWN; break};
case VK_CONTROL: {iCtrlKey=DOWN; break};
case VK_MENU: {iAltKey=DOWN; break};
}
//--------------
switch(KEYBLAY) // В зависимости от способа переключения раскладки
{
case 1: // Alt+Shift
{
if(iAltKey==DOWN && iShiftKey==UP)
{
vfBeep();
iShiftKey=RESET;
}
if(iAltKey==UP && iShiftKey==DOWN)
{
vfBeep();
iAltKey=RESET;
}
((iAltKey==UP && iShiftKey==RESET)||(iAltKey==RESET &&

iShiftKey==UP))
{
iAltKey=RESET;
iShiftKey=RESET;
}
break;
}
//------------------------------------
case 2: // Ctrl+Shift
{
if(iCtrlKey==DOWN && iShiftKey==UP)
{
vfBeep();
iShiftKey=RESET;
}
if(iCtrlKey==UP && iShiftKey==DOWN)
{
vfBeep();
iCtrlKey=RESET;
}
if((iCtrlKey==UP && iShiftKey==RESET)||(iCtrlKey==RESET &&

iShiftKey==UP))
{
iCtrlKey=RESET;
iShiftKey=RESET;
}
}
}

return 0;
}

Звуковой сигнал выдаётся такой небольшой функцией:

void vfBeep()
{// Биканье
MessageBeep(-1);
MessageBeep(-1);// Два раза - для отчётливости
}


Функция ловушки мыши.

Эта функция отслеживает движение курсора мыши, получает его координаты и сравнивает их с координатами правого верхнего угла экрана (0,0). Если эти координаты совпадают, то вызывается хранитель экрана. Для отслеживания движения анализируется значение параметра wParam, а для отслеживания координат значение, находящееся в структуре типа MOUSEHOOKSTRUCT, на которую указывает lParam (подробности можно найти в "Win32 Programmer's Reference" в подразделе "MouseProc"). Код, реализующий вышесказанное, примерно такой:

LRESULT CALLBACK MouseHook(int nCode,WPARAM wParam,LPARAM lParam)
{ // Ловушка мыши - включает хранитель когда в углу
if(wParam==WM_MOUSEMOVE || wParam==WM_NCMOUSEMOVE)
{
psMouseHook=(MOUSEHOOKSTRUCT*)(lParam);
if(psMouseHook->pt.x==0 && psMouseHook->pt.y==0)
if(bSCRSAVEACTIVE)
PostMessage(psMouseHook->hwnd,WM_SYSCOMMAND,
SC_SCREENSAVE,0);
}
return 0;
}

Обратите внимание, что команда на активизацию хранителя посылается в окно, получающее сообщения от мыши: PostMessage(psMouseHook->hwnd,WM_SYSCOMMAND,SC_SCREENSAVE ,0).

Теперь, когда функции ловушек написаны, надо сделать так, чтобы они были доступны из процессов, подключающих эту библиотеку. Для этого перед функцией входа следует добавить такой код:

extern "C" __declspec(dllexport) LRESULT CALLBACK KeyboardHook(int,WPARAM,LPARAM);
extern "C" __declspec(dllexport) LRESULT CALLBACK MouseHook(int,WPARAM,LPARAM);


 

Написание приложения, устанавливающего ловушку.

Создание пустого приложения.

Для создания пустого приложения воспользоваться встроенным мастером. Для этого надо использовать пункт меню File->New: В появившемся окне необходимо выбрать "Console Wizard" и нажать кнопку "Ok". В новом диалоге в разделе "Source Type" следует оставить значение по умолчанию - "C++". Во втором разделе надо снять все флажки. По нажатию "Ок" приложение создаётся.

Создание главного окна.

Следующий этап - это создание главного окна приложения. Сначала надо зарегистрировать класс окна. После этого создать окно (подробности можно найти в "Win32 Programmer's Reference" в подразделах "RegisterClass" и "CreateWindow"). Всё это делает следующий код (описатель окна MainWnd определён глобально):

BOOL InitApplication(HINSTANCE hinstance,int nCmdShow)
{ // Создание главного окна
WNDCLASS wcx; // Класс окна
wcx.style=NULL;
wcx.lpfnWndProc=MainWndProc;
wcx.cbClsExtra=0;
wcx.cbWndExtra=0;
wcx.hInstance=hinstance;
wcx.hIcon=LoadIcon(hinstance,"MAINICON");
wcx.hCursor=LoadCursor(NULL,IDC_ARROW);
wcx.hbrBackground=(HBRUSH)(COLOR_APPWORKSPACE);
wcx.lpszMenuName=NULL;
wcx.lpszClassName="HookWndClass";

if(RegisterClass(&wcx)) // Регистрируем класс
{
MainWnd=CreateWindow("HookWndClass","SSHook", /* Создаём окно */
WS_OVERLAPPEDWINDOW,
CW_USEDEFAULT,CW_USEDEFAULT,
CW_USEDEFAULT,CW_USEDEFAULT,
NULL,NULL,hinstance,NULL);
if(!MainWnd)
return FALSE;

return TRUE;
}
return false;
}

Обратите внимание на то, каким образом был получен значок класса: wcx.hIcon=LoadIcon(hinstance,"MAINICON"); Для того, чтобы это получилось надо включить в проект файл ресурсов (*.res), в котором должен находиться значок с именем "MAINICON".

Это окно никогда не появится на экране, поэтому оно имеет размеры и координаты, устанавливаемые по умолчанию. Оконная процедура такого окна необычайно проста:

  LRESULT CALLBACK MainWndProc(HWND hwnd,UINT uMsg,WPARAM wParam,
LPARAM lParam)
{// Оконная процедура
switch (uMsg)
{
case WM_DESTROY:{PostQuitMessage(0); break;}
//------------
case MYWM_NOTIFY:
{
if(lParam==WM_RBUTTONUP)
PostQuitMessage(0);
break; // Правый щелчок на значке - завершаем
}
default:
return DefWindowProc(hwnd,uMsg,wParam,lParam);
}
return 0;

Размещение значка в системной области.

Возникает естественный вопрос: если окно приложения никогда не появится на экране, то каким образом пользователь может управлять им (например, закрыть)? Для индикации работы приложения и для управления его работой поместим значок в системную область панели задач. Делается это следующей функцией:

void vfSetTrayIcon(HINSTANCE hInst)
{ // Значок в Tray
char* pszTip="Хранитель экрана и раскладка";// Это просто Hint
NotIconD.cbSize=sizeof(NOTIFYICONDATA);
NotIconD.hWnd=MainWnd;
NotIconD.uID=IDC_MYICON;
NotIconD.uFlags=NIF_MESSAGE|NIF_ICON|NIF_TIP;
NotIconD.uCallbackMessage=MYWM_NOTIFY;
NotIconD.hIcon=LoadIcon(hInst,"MAINICON");
lstrcpyn(NotIconD.szTip,pszTip,sizeof(NotIconD.szTip));
Shell_NotifyIcon(NIM_ADD,&NotIconD);
}

Для корректной работы функции предварительно нужно определить уникальный номер значка (параметр NotIconD.uID) и его сообщение (параметр NotIconD.uCallbackMessage). Делаем это в области определения глобальных переменных:

#define MYWM_NOTIFY (WM_APP+100)
#define IDC_MYICON 1006
Сообщение значка будет обрабатываться в оконной процедуре главного окна (NotIconD.hWnd=MainWnd):
case MYWM_NOTIFY:
{
if(lParam==WM_RBUTTONUP)
PostQuitMessage(0);
break; // Правый щелчок на значке - завершаем
}

Этот код просто завершает работу приложения по щелчку правой кнопкой мыши на значке.

При завершении работы значок надо удалить:

void vfResetTrayIcon()
{// Удаляем значок
Shell_NotifyIcon(NIM_DELETE,&NotIconD);
}


Установка и снятие ловушек.

Для получения доступа в функциям ловушки надо определить указатели на эти функции:

LRESULT CALLBACK (__stdcall *pKeybHook)(int,WPARAM,LPARAM);
LRESULT CALLBACK (__stdcall *pMouseHook)(int,WPARAM,LPARAM);

После этого спроецируем написанную DLL на адресное пространство процесса:

hLib=LoadLibrary("SSHook.dll");
(hLib описан как HINSTANCE hLib).

После этого мы должны получить доступ к функциям ловушек:

(void*)pKeybHook=GetProcAddress(hLib,"KeyboardHook");
(void*)pMouseHook=GetProcAddress(hLib,"MouseHook");

Теперь всё готово к постановке ловушек. Устанавливаются они с помощью функции SetWindowsHookEx:

hKeybHook=SetWindowsHookEx(WH_KEYBOARD,(HOOKPROC)(pKeybHook),hLib,0);
hMouseHook=SetWindowsHookEx(WH_MOUSE,(HOOKPROC)(pMouseHook), hLib,0);

(hKeybHook и hMouseHook описаны как HHOOK hKeybHook; HOOK hMouseHook;)

Первый параметр - тип ловушки (в данном случае первая ловушка для клавиатуры, вторая - для мыши). Второй - адрес процедуры ловушки. Третий - описатель DLL-библиотеки. Последний параметр - идентификатор потока, для которого будет установлена ловушка. Если этот параметр равен нулю (как в нашем случае), то ловушка устанавливается для всех потоков.

После установки ловушек они начинают работать. При завершении работы приложения следует их снять и отключить DLL. Делается это так:

UnhookWindowsHookEx(hKeybHook);
UnhookWindowsHookEx(hMouseHook); // Завершаем
FreeLibrary(hLib);


 

Функция WinMain.

Последний этап - написание функции WinMain в которой будет создаваться главное окно, устанавливаться значок в системную область панели задач, ставиться и сниматься ловушки. Код её должен быть примерно такой:

WINAPI WinMain(HINSTANCE hInstance, HINSTANCE hPrevInstance,LPSTR lpCmdLine,
int nCmdShow)
{
MSG msg;
//----------------
hLib=LoadLibrary("SSHook.dll");
if(hLib)
{
(void*)pKeybHook=GetProcAddress(hLib,"KeyboardHook");
hKeybHook=SetWindowsHookEx(WH_KEYBOARD,(HOOKPROC)(pKeybHook),
hLib,0);// Ставим ловушки
(void*)pMouseHook=GetProcAddress(hLib,"MouseHook");
hMouseHook=SetWindowsHookEx(WH_MOUSE,(HOOKPROC)(pMouseHook),
hLib,0);
//-------------------------------
if (InitApplication(hInstance,nCmdShow))// Если создали главное окно
{
vfSetTrayIcon(hInstance);// Установили значок
while (GetMessage(&msg,(HWND)(NULL),0,0))
{// Цикл обработки сообщений
TranslateMessage(&msg);
DispatchMessage(&msg);
}
//---------------------------------- Всё - финал
UnhookWindowsHookEx(hKeybHook); // Снимаем ловушки
UnhookWindowsHookEx(hMouseHook);
FreeLibrary(hLib);// Отключаем DLL
vfResetTrayIcon();// Удаляем значок
return 0;
}
}
return 1;
}

После написания этой функции можно смело запускать полностью готовое приложение.