Справочник программиста на персональном компьютере фирмы IBM. Приложения - Основные сведения о языке ассемблера. Часть 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Страница 6 из 21
На первый взгляд стек кажется достаточно неуклюжим способом
хранения информации, но у него есть два преимущества. Во-первых,
доступ к его содержимому намного быстрее, чем к переменным, хра-
нящимся в памяти, а, во-вторых, стек может использоваться для
многих целей. Он может хранить адреса возврата из процедуры,
вложенной в другую процедуру. Впоследствии, то же самое прост-
ранство может использоваться программистом для хранения данных,
которые должны сейчас обрабатываться, но для которых не хватает
места в регистрах микропроцессора. Программа выталкивает содержи-
мое регистра на стек командой PUSH, а позднее забирает его оттуда
командой POP. В ассемблерных программах, приведенных в этой кни-
ге, Вы не раз встретитесь с инструкциями типа PUSH BX и POP DX.
Неправильный порядок обмена данными со стеком - лучший способ
привести ассемблерную программу к краху.
После того как программист на ассемблере установил три сег-
ментных регистра (CS, DS и SS) и загрузил данные в регистры мик-
ропроцессора он имеет широкий набор встроенных средств, которыми
процессор может помочь программисту на ассемблере. Вот наиболее
распространенные из них:
ADD AX,BX Прибавляет BX к AX. Существует также инструкция вычи-
тания (SUB), а также варианты обеих этих инструкций.
MUL BL Умножает BL на AX. Имеется также инструкция деления
(DIV), а также варианты обеих этих инструкций.
INC BL Увеличивает BL на 1. Имеется также инструкция умень-
шения (DEC).
LOOP XXX Возвращает программу назад к строке помеченной XXX,
повторяя процесс столько раз, какое число содержится
в CX (аналогично инструкции FOR .. TO .. NEXT в Бей-
сике).
OR AL,BL Выполняет операцию логического ИЛИ над содержимым
регистров AL и BL, причем результат помещается в AL.
Имеются также инструкции AND, XOR и NOT.
SHL AX,1 Сдвигает все биты, содержащиеся в AX, на одну позицию
влево. Это эквивалентно умножению содержимого AX на
2. Другие инструкции сдвигают биты вправо или осу-
ществляют циклический сдвиг. Все эти инструкции очень
полезны для битовых операций, таких как установка
точек экрана.
IN AL,DX Помещает в AX байт, обнаруженный в порте, адрес кото-
рого указан в DX. Имеется также инструкция OUT.
JMP Передает управление в другое место программы, как
инструкция GOTO в Бейсике. JMP YYY передает управле-
ние на строку программы, имеющую метку YYY.
CMP AL,BL Сравнивает содержимое AL и BL. За инструкцией CMP
обычно следует инструкция условного перехода. Напри-
мер, если за инструкцией CMP следует инструкция JGE,
то переход произойдет только если BL больше или равно
AL. Инструкция CMP достигает того же результата, что
и инструкция IF .. THEN в Бейсике (на самом деле
инструкция IF .. THEN переводится интерпретатором
Бейсика в инструкцию CMP).
TEST AL,BL Проверяет есть ли среди битов, установленных в BL,
такие, которые установлены также и в AL. За этой
инструкцией обычно следует команда условного перехо-
да, так же как за CMP. TEST очень полезен при провер-
ке статусных битов (битовые операции очень просто
реализуются в языке ассемблера).
MOVS Пересылает строку, длина которой содержится в CX, с
места, на которое указывает SI, на место, на которое
указывает DI. Имеется еще несколько других инструк-
ций, связанных с пересылкой и поиском строк.
Язык ассемблера обеспечивает несколько вариантов этих инструкций,
а также ряд других специальных инструкций. Имеется также целый
класс инструкций, называемых псевдооператорами, которые помещают-
ся в текст программы с целью указания ассемблеру как обрабатывать
данную программу. Например, один из типов псевдооператоров авто-
матически вставляет часто используемый кусок кода по всей прог-
рамме. Такая порция кода называется макросом и именно это свойст-
во ассемблера дало ему название "макроассемблер".
И, наконец, ассемблер имеет возможность, которой завидуют
(или, по крайней мере, должны завидовать) все кто программирует
только на языках высокого уровня. Имеется ввиду возможность опти-
мальным образом использовать прерывания операционной системы.
Ведь это ничто иное, как готовые процедуры. Однако вместо того,
чтобы вызывать их по CALL, они вызываются инструкцией INT. INT21H
вызывает прерывание с шестнадцатиричным номером 21. Имеется ряд
таких прерываний, как в базовой системе ввода/вывода ПЗУ, так и в
операционной системе, причем некоторые из этих процедур необычай-
но мощны. На самом деле некоторые из них настолько тесно связаны
с системой, что Вы практически не можете сами написать эквива-
лентную процедуру. Языки высокого уровня позволяют использовать
многие из этих прерываний. Они используют их для вывода на экран,
приема ввода с клавиатуры и доступа к дискам. Но многие действи-
тельно полезные прерывания игнорируются языками высокого уровня,
например такие, которые позволяют запустить из одной программы
другую. Некоторые трансляторы (такие как Lattice C или Turbo
Pascal) позволяют доступ к этим прерываниям, если Вы знаете как
их готовить и Вы можете использовать разделы среднего уровня этой
книги для этой цели.
Перед вызовом прерывания некоторая информация должна быть
помещена в регистры процессора. Например, прерывание, верикально
сдвигающее экран, должно знать размеры сдвигаемого окна, число
строк на которое его надо сдвинуть и т.д. Эти значения часто
называют входными регистрами. Снова и снова Вы будете встречать
слова "при входе BX должен содержать ...", описывающие специфика-
цию входных регистров. Аналогично, при возврате из прерывания
некоторые регистры возвращают значения или статусную информацию.
Они называются выходными регистрами и мы описываем их словами
"при выходе AX содержит ...". Зачастую одно прерывание содержит
много функций. В частности, операционная система впихнула практи-
чески все свои возможности в прерывание 21H. Поэтому при вызове
прерывания необходимо указывать номер функции. Все прерывания
(как BIOS так и DOS) передают номер функции в AH (иногда в AL
содержится номер подфункции).