Справочник программиста на персональном компьютере фирмы IBM. Приложения - Толковый словарь IBM PC. Часть 6

ОГЛАВЛЕНИЕ



Устанавливаемые драйверы  устройств:  Драйвер устройства, который
полностью интегрирован с системой, что позволяет ему использовать
специальные средства проверки ошибок и управляющие средства.

Счетчик команд:  Регистр  процессора,  который указывает на прог-
раммную инструкцию, которая будет выполняться следующей. Он отме-
чает смещение в кодовом сегменте.

Интерпретатор:  Программа,  которая  переводит текст программы по
одной инструкции за раз, немедленно исполняя ее. Интерпретаторами
являются программы BASIC.COM и BASICA.COM.

Прерывание:  Прерывания это  программные процедуры, которые могут
вызываться  двумя способами.  Аппаратные прерывания  инициируются
оборудованием, например, когда нажимается  клавиша на клавиатуре,
то  это  событие мгновенно  обрабатывается  процессором,  который
выполняет требуемые действия и  возвращается к прерванной работе.
Программные  прерывания служат для выполнения стандартных потреб-
ностей программиста, таких как посылка символа на экран или прин-
тер.   Они предоставляются операционной системой и начинают рабо-
тать, когда программа явно обратится к ним.

Обработчик прерывания:   Процедура  прерывания. Этот термин более
часто используется для аппаратных прерываний.

Вектор прерывания:  См. вектор.

IOCTL:  Управление вводом/выводом. Этот механизм, предоставляемый
системой, позволяет программе  взаимодействовать с драйвером уст-
ройства, прямо посылая и получая управляющие строки, а не включая
их в поток данных, посылаемых драйверу устройства.

IRQ:  Сокращение для "запроса  на  прерывание".  Используется при
ссылке на маскируемые аппаратные прерывания.

Буфер  клавиатуры:  15-символьная циклическая очередь, в  которую
прерывание клавиатуры помещает вводимые символы.

Прерывание клавиатуры:   Аппаратное прерывание, вызываемое, когда
клавиша на клавиатуре нажимается или отпускается. Оно преобразует
скан-коды,  выдаваемые  микропроцессором  клавиатуры, в коды, ис-
пользуемые программами и вставляет эти коды в буфер клавиатуры.

Регистры  задвижки:  У EGA имеется 4 однобайтных регистра задвиж-
ки, которые хранят 4 байта  данных,  относящихся  к определенному
адресу видеобуфера. Когда процессор читает из буфера, то регистры
задвижки заполняются, а когда  процессор  пишет  в видеобуфер, то

содержимое  регистров  задвижки  пересылается в   соответствующие
ячейки памяти.

Компоновщик:  Программа, которая компонует вместе объектные моду-
ли  программы,   организуя их адреса таким образом, чтобы  модули
могли взаимодествовать. Даже программы, состоящие из одного моду-
ля должны быть скомпонованы, поскольку компоновщик создает  также
код привязки.

Логический номер сектора:   Вместо  того, чтобы указывать сектора
диска как "сторона х, дорожка х, сектор х", используются логичес-
кие  номера секторов, которые определяют позицию сектора за  счет
последовательной нумерации  секторов,  начиная  с внешней границы
диска.

LSB:  Младший бит или младший байт.

Машинная  инструкция:  Числовые коды,  используемые  процессором.
Например, инструкция INT  кодируется как CD, а последовательность
CD 21 приводит к тому, что процессор выполняет прерывание 21H.

Машинный  язык:   Самый  низкий уровень  программирования,  когда
программист пишет инструкции  непосредственно  в  двоичных кодах,
используемых  процессором.  Программирование на языке  ассемблера
приводит к тем же результатам с  большими удобствами за счет соз-
дания двоичных кодов из мнемоники типа MOV или TEST.

Подпрограмма  на  машинном  языке:  Подпрограмма,  написанная  на
языке ассемблера, которая затем ассемблирована и включена в прог-
рамму,  написанную на языке высокого уровня.  Такие  подпрограммы
обычно создаются для операций, которые часто повторяются и должны
выполняться очень быстро.  В зависимости от того, используется ли
транслятор или интерпретатор, машинные  коды могут быть скомпоно-
ваны  с программой, включены в программу отдельными строками  или
отдельно загружаться в память с диска.

Код нажатия:  Тип  скан-кода,  который  генерируется  при нажатии
клавиши (код освобождения выдается, когда соответствующая клавиша
отпускается).

Маркировка:  Термин,  используемый для последовательного сигнала,
когда он имеет высокий уровень, т.е.  равен логической 1. В част-
ности, говорят, что сигнал асинхронной  связи маркирован в проме-
жутки времени между передачей элементов данных.

Маска:  Цепочка битов, определяющая какие из битов второй цепочки
являются активными.  Например, определенные аппаратные прерывания
запрещаются  за счет установки битов в регистре маски  микросхемы
контроллера прерываний. При этом  прерывание 4 маскируется цепоч-
кой битов 00001000B.

Главная  запись  загрузки:  Запись начальной загрузки на  жестком
диске.  Она содержит таблицу  разделов,  указывающую на различные
разделы диска. Каждый из разделов содержит обычную запись началь-

ной загрузки, которая инициирует загрузку  соответствующей опера-
ционной системы.