Справочник программиста на персональном компьютере фирмы IBM. Приложения - Толковый словарь IBM PC. Часть 6
ОГЛАВЛЕНИЕ
Страница 17 из 21
Устанавливаемые драйверы устройств: Драйвер устройства, который
полностью интегрирован с системой, что позволяет ему использовать
специальные средства проверки ошибок и управляющие средства.
Счетчик команд: Регистр процессора, который указывает на прог-
раммную инструкцию, которая будет выполняться следующей. Он отме-
чает смещение в кодовом сегменте.
Интерпретатор: Программа, которая переводит текст программы по
одной инструкции за раз, немедленно исполняя ее. Интерпретаторами
являются программы BASIC.COM и BASICA.COM.
Прерывание: Прерывания это программные процедуры, которые могут
вызываться двумя способами. Аппаратные прерывания инициируются
оборудованием, например, когда нажимается клавиша на клавиатуре,
то это событие мгновенно обрабатывается процессором, который
выполняет требуемые действия и возвращается к прерванной работе.
Программные прерывания служат для выполнения стандартных потреб-
ностей программиста, таких как посылка символа на экран или прин-
тер. Они предоставляются операционной системой и начинают рабо-
тать, когда программа явно обратится к ним.
Обработчик прерывания: Процедура прерывания. Этот термин более
часто используется для аппаратных прерываний.
Вектор прерывания: См. вектор.
IOCTL: Управление вводом/выводом. Этот механизм, предоставляемый
системой, позволяет программе взаимодействовать с драйвером уст-
ройства, прямо посылая и получая управляющие строки, а не включая
их в поток данных, посылаемых драйверу устройства.
IRQ: Сокращение для "запроса на прерывание". Используется при
ссылке на маскируемые аппаратные прерывания.
Буфер клавиатуры: 15-символьная циклическая очередь, в которую
прерывание клавиатуры помещает вводимые символы.
Прерывание клавиатуры: Аппаратное прерывание, вызываемое, когда
клавиша на клавиатуре нажимается или отпускается. Оно преобразует
скан-коды, выдаваемые микропроцессором клавиатуры, в коды, ис-
пользуемые программами и вставляет эти коды в буфер клавиатуры.
Регистры задвижки: У EGA имеется 4 однобайтных регистра задвиж-
ки, которые хранят 4 байта данных, относящихся к определенному
адресу видеобуфера. Когда процессор читает из буфера, то регистры
задвижки заполняются, а когда процессор пишет в видеобуфер, то
содержимое регистров задвижки пересылается в соответствующие
ячейки памяти.
Компоновщик: Программа, которая компонует вместе объектные моду-
ли программы, организуя их адреса таким образом, чтобы модули
могли взаимодествовать. Даже программы, состоящие из одного моду-
ля должны быть скомпонованы, поскольку компоновщик создает также
код привязки.
Логический номер сектора: Вместо того, чтобы указывать сектора
диска как "сторона х, дорожка х, сектор х", используются логичес-
кие номера секторов, которые определяют позицию сектора за счет
последовательной нумерации секторов, начиная с внешней границы
диска.
LSB: Младший бит или младший байт.
Машинная инструкция: Числовые коды, используемые процессором.
Например, инструкция INT кодируется как CD, а последовательность
CD 21 приводит к тому, что процессор выполняет прерывание 21H.
Машинный язык: Самый низкий уровень программирования, когда
программист пишет инструкции непосредственно в двоичных кодах,
используемых процессором. Программирование на языке ассемблера
приводит к тем же результатам с большими удобствами за счет соз-
дания двоичных кодов из мнемоники типа MOV или TEST.
Подпрограмма на машинном языке: Подпрограмма, написанная на
языке ассемблера, которая затем ассемблирована и включена в прог-
рамму, написанную на языке высокого уровня. Такие подпрограммы
обычно создаются для операций, которые часто повторяются и должны
выполняться очень быстро. В зависимости от того, используется ли
транслятор или интерпретатор, машинные коды могут быть скомпоно-
ваны с программой, включены в программу отдельными строками или
отдельно загружаться в память с диска.
Код нажатия: Тип скан-кода, который генерируется при нажатии
клавиши (код освобождения выдается, когда соответствующая клавиша
отпускается).
Маркировка: Термин, используемый для последовательного сигнала,
когда он имеет высокий уровень, т.е. равен логической 1. В част-
ности, говорят, что сигнал асинхронной связи маркирован в проме-
жутки времени между передачей элементов данных.
Маска: Цепочка битов, определяющая какие из битов второй цепочки
являются активными. Например, определенные аппаратные прерывания
запрещаются за счет установки битов в регистре маски микросхемы
контроллера прерываний. При этом прерывание 4 маскируется цепоч-
кой битов 00001000B.
Главная запись загрузки: Запись начальной загрузки на жестком
диске. Она содержит таблицу разделов, указывающую на различные
разделы диска. Каждый из разделов содержит обычную запись началь-
ной загрузки, которая инициирует загрузку соответствующей опера-
ционной системы.