Ботнет - Типы ботнетов

ОГЛАВЛЕНИЕ


Типы ботнетов

Классификация ботнетов сегодня достаточна проста. Она основывается на архитектуре ботнетов и протоколах, используемых для управления ботами.

Классификация ботнетов. Архитектура

До сих пор были известны лишь два типа архитектуры ботнетов.

  1. Ботнеты с единым центром. В ботнетах с такой архитектурой все зомби-компьютеры соединяются с одним центром управления, или C&C (Command&Control Centre). C&C ожидает подключения новых ботов, регистрирует их в своей базе, следит за их состоянием и выдает им команды, выбранные владельцем ботнета из списка всех возможных команд для бота. Соответственно, в C&C видны все подключенные зомби-компьютеры, а для управления централизованной зомби-сетью хозяину сети необходим доступ к командному центру.


    Рис. 1. Централизованная топология (C&C)

    Ботнеты с централизованным управлением являются самым распространенным типом зомби-сетей. Такие ботнеты легче создавать, ими легче управлять, и они быстрее реагируют на команды. Впрочем, бороться с ботнетами с централизованным управлением тоже легче: для нейтрализации всего ботнета достаточно закрыть C&C.

  2. Децентрализованные ботнеты, или P2P-ботнеты (от англ. "peer-to-peer", что означает "соединение типа "точка-точка""). В случае децентрализованного ботнета боты соединяются не с центром управления, а с несколькими зараженными машинами из зомби-сети. Команды передаются от бота к боту: у каждого бота есть список адресов нескольких "соседей", и при получении команды от кого-либо из них он передает ее остальным, тем самым распространяя команду дальше. В этом случае злоумышленнику, чтобы управлять всем ботнетом, достаточно иметь доступ хотя бы к одному компьютеру, входящему в зомби-сеть.


    Рис. 2 Децентрализованная топология (P2P)

    На практике построение децентрализованного ботнета не очень удобно, поскольку каждому новому зараженному компьютеру необходимо предоставить список тех ботов, с которыми он будет связываться в зомби-сети. Гораздо проще сначала направить бот на централизованный сервер, где он получит список ботов-"соседей", а затем уже переключить бот на взаимодействие через P2P-подключения. Такая смешанная топология также относится к типу P2P, хотя на отдельном этапе боты используют C&C. Бороться с децентрализованными ботнетами гораздо сложнее, поскольку в действующем ботнете центр управления отсутствует.

Классификация ботнетов. Используемые сетевые протоколы

Для передачи боту команд хозяина ботнета необходимо, как минимум, установить сетевое соединение между зомби-компьютером и компьютером, передающим команду. Все сетевые взаимодействия основаны на сетевых протоколах, определяющих правила общения компьютеров в сети. Поэтому существует классификация ботнетов, основанная на используемом протоколе общения.

По типу используемых сетевых протоколов ботнеты делятся на следующие группы.

  1. IRC-ориентированные. Это один из самых первых видов ботнетов, где управление ботами осуществлялось на основе IRC (Internet Relay Chat). Каждый зараженный компьютер соединялся с указанным в теле программы-бота IRC-сервером, заходил на определенный канал и ждал команды от своего хозяина.
  2. IM-orientedIM-ориентированные. Не очень популярный вид ботнетов. Отличается от своих IRC-ориентированных собратьев только тем, что для передачи данных используются каналы IM-служб (Instant Messaging), например AOL, MSN, ICQ и др. Невысокая популярность таких ботнетов обусловлена сложностями, возникающими при создании отдельного аккаунта IM-службы для каждого бота. Дело в том, что боты должны выходить в Сеть и постоянно присутствовать онлайн. Поскольку большинство IM-служб не позволяют входить в систему с разных компьютеров, используя один и тот же аккаунт, у каждого бота должен быть свой номер IM-службы. При этом владельцы IM-служб всячески препятствуют любой автоматической регистрации аккаунтов. В результате хозяева IM-ориентированных ботнетов сильно ограничены в числе имеющихся зарегистрированных аккаунтов, а значит и в числе ботов, одновременно присутствующих в Сети. Конечно, боты могут использовать один и тот же аккаунт, выходить в онлайн один раз в определенный промежуток времени, отсылать данные на номер хозяина и в течение короткого промежутка времени ожидать ответа, но это все весьма проблематично: такая сеть реагирует на команды очень медленно.
  3. Веб-ориентированные. Относительно новая и быстро развивающаяся ветвь ботнетов, ориентированная на управление через www. Бот соединяется с определенным веб-сервером, получает с него команды и передает в ответ данные. Такие ботнеты популярны в силу относительной легкости их разработки, большого числа веб-серверов в Интернете и простоты управления через веб-интерфейс.
  4. Другие. Кроме перечисленных выше существуют и другие виды ботнетов, которые соединяются на основе своего собственного протокола, базируясь лишь на стеке протоколов TCP/IP: используют лишь общие протоколы TCP, ICMP, UDP.