Современные стандарты 3D-звука - Выводы

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Выводы

На сегодняшнее время в мире 3D звука существуют следующие основные стандарты: DS3D A3D 1.x, A3D 2.0 EAX, EAX 2.x, EAX 3.0, Sensaura 3D, QSound's Q3D 2.0

Подытожим по каждому стандарту.

DS3D - Первый открытый стандарт 3D звука. Благодаря тому, что это продукт фирмы Microsoft, активно используется разработчиками игр. Поддерживается практически всеми чипами, имеющими хоть какую-то 3D поддержку. Имеется софтварная эмуляция.

A3D 1.x - Хороший стандарт, обеспечивает качественное позиционирование на 4 колонки и качественный вывод на 2 колонки, или наушники. Этот стандарт поддерживают чипы Aureal AU8810, AU8820 -Vortex, AU8830 - Vortex 2.

A3D 2.0 - Более мощный стандарт. Поддерживает самые современные эффекты, такие как wavetracing. Позволяет получить наиболее качественный 3D звук. Разработчики игр активно используют этот стандарт для включения 3D звука в свои продукты. Совместим с предыдущей версией. Поддерживается следующими чипами: Aureal AU8830 - Vortex 2. Имеется софтварная эмуляция.

EAX 1.0 - Открытый стандарт фирмы Creative Labs. Является главным конкурентом A3D 2.0. Очень мощный, позволяет получить качественный 3D звук. Благодаря простоте, активно используется производителями 3D игр. Поддерживается следующими чипами EMU10K1, ESS Canyon3D, VLSI Thunderbird 128 и другими чипами, поддерживающими Sensaura 3D и Q3D 2.0

EAX 2.x - Более мощный стандарт. Может обрабатывать звуковые препятствия и преграды. Практически не используется производителями игр. Полностью совместим с предыдущей версией. Поддерживается чипами EMU10K1

EAX 3.0 - Ещё более мощный стандарт. Добавлены новые возможности, переработаны дистанционные модели. Полностью совместим с предыдущей версией. Я не знаю приложения, использующего EAX 3.0. Поддерживается чипами EMU10K1

Sensaura 3D - Стандарт, лицензированный многими производителями. Совместим с DS3D, EAX 1.0, планируется совместимость с EAX 2.x. Фирма Sensaura больше планирует, чем имеет на самом деле. Если всё получится, будет отличный стандарт, конкурирующий с EAX и A3D 2.0. Я не видел игр, поддерживающих Sensaura 3D. Но этот стандарт хорош своей совместимостью, поэтому будет работать и с другими API. Поддерживается чипами Yamaha YMF24, ESS Canyon3D, ESS Maestro 2 и другими.

Q3D - Стандарт, выводящий звук только на две колонки. Но зато имеющий отличное стерео. Поддерживается в некоторых играх (Dungeon Keeper II). Поддерживается чипами VLSI Thunderbird 128, Trident 4DWAVE-DX.

Q3D 2.0 - Более мощный стандарт. Способен выводить звук на четыре колонки. Ориентирован на вывод 3D звука на 2 колонки и наушники. Совместим с EAX. Я не видел игр, которые поддерживают Q3D 2.0. Поддерживается чипами VLSI Thunderbird 128, Trident 4DWAVE-DX

В этой статье я в общих чертах рассказал по основным на сегодня стандартам создания и воспроизведения 3D звука в компьютерных играх. Я специально не стал сравнивать их между собой, так как в конечном итоге качество выводимого 3D звука зависит от самой звуковой карты и качества звуковой системы. Кроме того, любая оценка 3D звука - субъективная. Каждый слышит это по-своему.

P.S. После того, как я запустил Quake III с поддержкой A2D на SBLive!, я слабо верю в софтварные эмуляторы.

hardwareportal.ru