Использование метаданных (HTTP-EQUIV, NAME, REL, REV, BASE) при создании HTML документов
ОГЛАВЛЕНИЕ
META-теги имеют два возможных атрибута
- <META HTTP-EQUIV="имя" CONTENT="содержимое">
- <META NAME="имя" CONTENT="содержимое">
META-теги должны находиться в заголовке HTML-документа между <HEAD> и </HEAD> (особенно это важно для документов, использующих фреймы).
META-теги с атрибутом HTTP-EQUIV эквивалентны HTTP-заголовкам. Обычно они управляют действиями броузеров и могут быть использованы для совершенствования информации, выдаваемой обычными заголовками. Тэги такой формы могут дать такой же эффект, что и HTTP-заголовки, и на некоторых серверах автоматически могут быть переведены в настоящие HTTP-заголовки. HTTP-заголовки описываются в RFC1945 (HTTP/1.0) и RFC2068 (HTTP/1.1).
HTTP-заголовки могут быть сгенерированы с помощью CGI-скриптов. Это позволяют сделать серверы Apache и CERN. В других серверах могут использоваться другие механизмы генерирования заголовков. Некоторые генерируемые сервером поля заголовков не могут быть подменены значениями из META-тегов (в частности Date), другие подменяются только при ненормальном статус-коде (<>200). Когда заголовок не понятен, то значение HTTP-заголовка превалирует над значением META-тегов.
Expires
Источники: HTTP/1.1 (RFC2068)
Дата устаревания. Управление кэшированием в HTTP/1.0. В Netscape Navigator это выглядит следующим образом: если указанная дата прошла, то очередной запрос этого html-документа вызывает повторный сетевой запрос, а не подгрузку html-документа из кэша. Дата со значением "0" интерпретируется как "сейчас". Такое значение заставляет броузер каждый раз при запросе проверять - изменялся ли этот html-документ. Это, кстати относится и к прокси-агентам. Поисковые роботы могут либо совсем не индексировать такой документ, либо постоянно "обнюхивать" его.
Дата должна быть задана в формате, описываемом в RFC850,
<META HTTP-EQUIV="expires" CONTENT="Wed, 26 Feb 1997 08:21:57 GMT">
что эквивалентно HTTP-заголовку
Expires: Wed, 26 Feb 1997 08:21:57 GMT
Pragma
Контроль кэширования для HTTP/1.0. Значением должно быть "no-cache". Очень полезный контейнер, я всегда использую его при выдаче результатов работы любого скрипта.
Content-Type
Источники: HTTP/1.0 (RFC1045)
Указание типа html-документа. Может быть расширено указанием кодировки страницы (charset). Если же указывать charset в содержании META-тега, то Netscape Navigator выводит такую html-страницу уже в заданном charset. Однако будьте аккуратны, если текст страницы в кодировке Windows, а значение charset=KOI8-r, то никакими силами пользователь не сможет поменять encoding, чтобы увидеть нормальные слова!
<META HTTP-EQUIV="Content-type" CONTENT="text/html; charset=ISO-2022-JP">
Content-language
Источники: HTTP/1.0
Указание языка документа. Может использоваться поисковыми машинами при индексировании html-страниц. Комбинация поля Accept-Language (посылаемого броузером) с содержимым Content-language может быть условием выбора сервером того или иного языка.
<META HTTP-EQUIV="Content-language" CONTENT="en-GB">
что эквивалентно HTTP-заголовку
В недавно вышедшей спецификации HTML 4.0 появилась другая возможность явного указания языка - <html lang="en">
Content-language: en-GB
Язык описывается парой значений (язык-диалект). В примере: Английский-Великобритания
Refresh
Источники: Netscape
Определение задержки в секундах, после которой броузер автоматически обновляет html-документ. Дополнительная возможность - автоматическая загрузка другого документа.
<META HTTP-EQUIV="Refresh" Content="3, URL=http://www.name.com/page.html">
что эквивалентно HTTP-заголовку
Refresh: 3; URL=http://www.name.com/page.html
В Netscape Navigator это дает такой же эффект, что и нажатие на кнопку Reload.
Window-target
Источники: Jahn Rentmeister
Определяет окно текущей страницы; может быть использован для прекращения появления новых окон броузера при применении фреймовых структур. Действует для многих (но не для всех) броузеров.
<META HTTP-EQUIV="Window-target" CONTENT="_top">
что эквивалентно HTTP-заголовку
Window-target: _top
Ext-cache
Источники: Netscape
Определяет имя альтернативного кэша для Netscape Navigator
<META HTTP-EQUIV="Ext-cache" CONTENT="name=/some/path/index.db; istructions=User Instructions">
PICS-Label
Platform-Independant Content rating Scheme. Обычно используется для определения рейтинга "взрослости" (adult) содержания (sex,violence, ...):-)) однако это довольно гибкая схема и может использоваться для других целей.
Cache-Control
Источники: HTTP/1.1
Определяет действия кэша по отношению к данному html-документу. Возможные значения:
- Public - документ кэшируется в доступных для всех кэшах
- Private - только в частном кэше
- no-cache - не может быть кэширован
- no-store - может быть кэширован, но не сохраняется
Vary
Источники: HTTP/1.1
Определяет доступные альтернативы для указанных в CONTENT полей HTTP-заголовка.
<META HTTP-EQUIV="Vary" CONTENT="Content-language">
что эквивалентно HTTP-заголовку
Vary: Content-language
Lotus
Lotus-редакторы генерируют свои собственные поля Bulletin-Date и Bulletin-Text атрибуты. Bulletin-Text содержит описание документа
Атрибут NAME
META-теги с атрибутом NAME используются в случаях, когда поля не соотносятся с HTTP-заголовками. Иногда ясность теряется: некоторые агенты могут интерпретировать тег "Keywords" описанный как NAME, другие - как HTTP-EQUIV
Robots
Источники: Spidering
Управление индексацией страницы для поисковых роботов.
<META NAME="Robots" CONTENT="NOINDEX,FOLLOW">
Возможные значения:
- ALL
- NONE
- INDEX
- NOINDEX
- FOLLOW
- NOFOLLOW
Description
Источники: Spidering, Altavista, Infoseek
Краткая аннотация содержания html-документа. Используется поисковыми системами для описания html-документа. Этот тег сильно полезен в случаях, когда в html-документе мало текста, когда это управляющий фреймами файл (frameset) или в начале документа используются скрипты. Длина текста до 100 символов.
<META NAME="Description" CONTENT="Документ содержит словарь META-тегов">
Keywords
Источники: Altavista, Infoseek
Используется поисковыми системами для индексирования html-документа. Обычно здесь указываются синонимы к словам в заголовке (title) или альтернативный заголовок. Длина списка до 1000 символов. Не допускается использование одного и того же ключевого слова более 7 раз, поисковые системы просто будут игнорировать это слово.
<META NAME="Keywords" CONTENT="теги,тэги,метаданные,список">
Document-state
Источники: Spidering
Управление индексацией html-страницы для поисковых роботов. Определяет частоту индексации - или один раз индексировать, или реиндексировать документ регулярно.
<META NAME="Document-state" CONTENT="Static">
Возможные значения:
- Static
- Dynamic
URL
Источники: Spidering
Управление индексацией html-страницы для поисковых роботов. Определяет частоту индексации - или один раз индексировать, или реиндексировать документ регулярно.
<META NAME="URL" CONTENT="absolute_url">
Author
Источники: HTML редакторы
Обычно имя автора, формат произвольный.
Generator
Источники: HTML редакторы
Обычно название и версия редактора, с помощью которого создана эта страница. Может быть использована для определения доли рынка, занимаемого тем или иным продуктом.
Copyright
Источники: HTML редакторы
Обычно описание авторских прав на html-документ в произвольном формате
Distribution
Возможные значения
- global
- local
- iu (internal use)
Resource-type
Текущее состояние данного файла. Важен для поисковых систем, т.е. если его значение document, то поисковая система приступает к его индексированию.
Прочие
- Classification
- Formatter
- Site-languages
- Version
- Template
- Operator
- Rating
- Creation
- Host
- Document
- Subject
- Build
- Random text (<META NAME="Joe Smith">)
Помимо перечисленных более или менее стандартных тегов существует еще множество других специализированных, например, для конкретной поисковой машины тегов.
Тэг LINK
Тэг LINK предоставляет html-документу независимый от среды метод определения отношения данного html-документа к другим документам и ресурсам Сети. Используется с аргументами REL и REV. С помощью тега LINK можно:
- создавать в html-документе специальные навигационные кнопки или меню
- управлять процессом отображения набора HTML файлов в печатные документы
- привязывать такие ассоциированные ресурсы, как таблицы стилей и скрипты
- предоставлять альтернативные формы для данного документа
<LINK rel=help xhref="http://www.name.com/help.html">
где http://www.name.com/help.html - страница помощи по данному документу.
Атрибуты REL и REV могут также использоваться с тегом A. Тэги LINK могут использоваться только в заголовке документа (head)
HTML 3.2 REL-теги
top, contents, index, glossary, copyright, next, previous, search
Некоторые из рекомендованных типов взаимосвязей:
- rel=top
- Данная связь указывает на вершину в некой иерархической структуре, например на первую, либо титульную страницу в неком наборе документов.
- rel=contents
- Данная связь указывает на некий файл, где приводится оглавление к данному документу.
- rel=index
- Данная связь указывает на другой html-документ, который можно использовать в целях индексного поиска по текущему документу.
- rel=glossary
- Данная связь указывает на некий html-документ, где содержится глоссарий терминов, относящихся к текущему документу.
- rel=copyright
- Данная связь ссылается на текст, где указаны авторские права на данный документ.
- rel=next
- Данная связь указывает на следующий html-документ в неком заранее предопределенном маршруте просмотра. Например, она может использоваться для упреждающей автоматической загрузки браузером следующей страницы.
- rel=previous
- Данная связь ссылается на предыдущий документ в неком предопределенном маршруте просмотра.
- rel=help
- Данная связь указывает на html-документ, предлагающий некую помощь, например это может быть текст, дающий более развернутое описание и предлагающий ссылки на другие документы по этой теме. Назначение этой связи - оказание помощи тем читателям, кто потерял свой путь в Web.
- rel=search
- Данная ссылка ведет к поисковой странице, контролирующей некий набор страниц, связанных общей темой.
Многие системы изобретают свои дополнительные значения аргументов REL и REV
|
Используется в конструкции LINK для индикации обратного соотношения html-документов.
<LINK rev=help xhref="http://www.name.com/index.html">
где текущая страница является страницей помощи для документа http://www.name.com/index.html
Использование <LINK rev=made xhref="mailto:document-owner"> в случае использования Lynx вызовет автоматическую отсылку почты по адресу document-owner.
Этот тег определяет для данного html-документа базовый адрес URL, который затем будет использоваться для переопределения относительных адресов. Тег BASE полезен, если документ может быть скопирован в другое место или запрошен по другому пути с использованием символической ссылки, или редиректа с imagemap, и т.д.
А. Аликберов, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.