C++. Бархатный путь. Часть 1 - Многомерные динамические массивы

ОГЛАВЛЕНИЕ


Многомерные динамические массивы

Многомерный массив в C++ по своей сути одномерен. Операции new[] и delete[] позволяют создавать и удалять динамические массивы, поддерживая при этом иллюзию произвольной размерности. Деятельность по организации динамического массива требует дополнительного внимания, которое окупается важным преимуществом: характеристики массива (операнды операции new) могут не быть константными выражениями. Это позволяет создавать многомерные динамические массивы произвольной конфигурации. Следующий пример иллюстрирует работу с динамическими массивами.

#include <iostream.h>
int fdArr(int **, int, int);
int fdArr(int ***, int, int, int);
// Одноимённые функции. Различаются списками списками параметров.
// Это так называемые перегруженные функции. О них позже.
void main()
{
int i, j;
/* Переменные (!) для описания характеристик массивов.*/
int dim1 = 5, dim2 = 5, dim3 = 10, wDim = dim2;
/*
Организация двумерного динамического массива производится в два этапа.
Сначала создаётся одномерный массив указателей, а затем каждому элементу
этого массива присваивается адрес одномерного массива. Для характеристик
размеров массивов не требуется константных выражений.
*/
int **pArr = new int*[dim1];
for (i = 0; i < dim1; i++) pArr[i] = new int[dim2];
pArr[3][3] = 100;
cout << pArr[3][3] << endl;
fdArr(pArr,3,3);
/*
Последовательное уничтожение двумерного массива…
*/
for (i = 0; i < dim1; i++) delete[]pArr[i];
delete[]pArr;
/*
Организация двумерного "треугольного" динамического массива. Сначала
создаётся одномерный массив указателей, а затем каждому элементу этого
массива присваивается адрес одномерного массива. При этом размер
(количество элементов) каждого нового массива на единицу меньше
размера предыдущего. Заключённая в квадратные скобки переменная в
описателе массива, которая, в данном контексте, является операндом
операции new, позволяет легко сделать это.
*/
int **pXArr = new int*[dim1];
for (i = 0; i < dim1; i++, wDim--) pXArr[i] = new int[wDim];
pXArr[3][3] = 100;
cout << pArr[3][3] << endl;
fdArr(pXArr,3,3);
/*
Последовательное уничтожение двумерного массива треугольной конфигурации…
*/
for (i = 0; i < dim1; i++) delete[]pXArr[i];
delete[]pXArr;
/*
Создание и уничтожение трёхмерного массива требует дополнительной итерации.
Однако здесь также нет ничего принципиально нового.
*/
int ***ppArr;
ppArr = new int**[dim1];
for (i = 0; i < dim1; i++) ppArr[i] = new int*[dim2];
for (i = 0; i < dim1; i++)
{
for (j = 0; j < dim2; j++) ppArr[i][j] = new int[dim3];
}
ppArr[1][2][3] = 750; cout << ppArr[1][2][3] << endl; fdArr(ppArr,1,2,3);
for (i = 0; i < dim1; i++)
{
for (j = 0; j < dim2; j++) delete[]ppArr[i][j];
}
for (i = 0; i < dim1; i++) delete[]ppArr[i];
delete[] ppArr;
}
int fdArr(int **pKey, int index1, int index2)
{
cout << pKey[index1][index2] << endl;
}
int fdArr(int ***pKey, int index1, int index2, int index3)
{
cout << pKey[index1][index2][index3] << endl;